Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРИЕНТИРОВЩИКА
OpFor.spb.ru

Техническая и тактическая подготовка ориентировщика

Техника —- это приемы работы с компасом, измерение расстояния, движение по площадным и линейным ориентирам, выдерживание направления, преодоление препятствий и т. д.

Тактика -— это выбор определенных приемов для прохождения конкретных участков дистанции.

Количество технических и тактических приемов накапливается у ориентировщика с опытом участия в соревнованиях. Для этого нужно вести дневник и записывать и удачные, и неудачные находки. Удачные —- отрабатывать на тренировках и использовать в дальнейшем, а от неудачных —- быстрее избавляться.

Технические приемы в ориентировании

Чтение карты — важный технический прием. Особенно много времени на него тратят новички. Глядя на карту, за условными знаками надо видеть местность, глядя на местность — видеть карту. Быстрое чтение, а главное, понимание карты должно постоянно отрабатываться на тренировках. После тренировки, во время «заминочного» бега, желательно на бегу читать любую отвлеченную карту. Нужно учиться понимать и читать карту с любым ландшафтом: местность с оврагами, мелкосопочником, крупным рельефом, пойменную, с густой сетью дорог и т. д. Новички начинают с чтения карты во время ходьбы, мастера читают карту, почти не снижая скорости бега.

При движении по местности с чтением карты нужно использовать прием с применением большого пальца: на старте спортсмен держит карту таким образом, чтобы большой палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место старта. Остановившись в какой-то момент на дистанции и определив свое место нахождения, палец перемещают в соответствующую точку. И так на протяжении всей дистанции. Этот прием помогает значительно экономить время: отпадает необходимость при каждой остановке просматривать все поле карты и отыскивать на ней свою точку местонахождения.

Определение азимута движения по карте: иногда нужен «грубый» азимут, а иногда «точный». «Грубый» азимут используется при выходе на большой площадной или линейный ориентир. При его определении нужно сориентировать карту и встать лицом в направлении движения. Карту можно сориентировать разными приемами: по линиям местности, по солнцу (зная, что в полдень оно на юге). Снятие «точного» азимута проводится с прикладыванием компаса к карте, вращением ампулы компаса с рисками и т.д. Этот прием необходимо доводить до автоматизма и пользоваться им в движении. Прежде всего надо отрабатывать правильность работы с компасом, помня об ошибках, которые уводят спортсмена на 180 градусов от нужного направления:
неправильно приложена плата компаса к точкам «откуда» и «куда» иду;
при установке линий на дне колбы компаса параллельно меридиану карты северные риски поставлены на юг.

Технику работы с компасом при определении азимута можно отрабатывать в лесу, на стадионе, в спортзале, манеже и т. д. Затраченный труд оправдается на реальной дистанции.

Движение по азимуту. Важно не только правильно определить направление движения (азимут), но и уметь придерживаться этого направления. Если часто контролировать направление по компасу, теряется время при торможении. Опытные спортсмены, определив первоначальное направление движения, умеют сохранить его, не прибегая к компасу. В солнечный день, сняв с карты азимут и повернувшись лицом по направлению движения, замечаешь, что направление движения совпадает с направлением тени. Тень уходит от направления движения на 1 градус за 4 мин. На отрезке пути в пределах 300—500м направление движения от направления тени не отклоняется. На тренировках отрабатывается бег по тени, от тени, срезая тень под определенным углом.

При движении азимутом по склону необходимо помнить, что всегда есть желание обходить препятствие снизу. Многие спортсмены, преодолевая парковый лес, мысленно гонят перед собой линию: спортсмен — дерево — дерево. Обходя кусты, стараются огибать их справа — слева, чтобы удерживать среднюю азимутальную линию. Обходя препятствие (болотце), выбирают предварительно на другой стороне четкий ориентир (сломанное дерево) и, выйдя к нему, продолжают линию движения дальше. С опытом появляются свои секреты сохранения правильного направления.

Измерение расстояния по карте: чаще всего приходится мерить расстояние по карте от привязки до КП. Если мерить расстояние линейкой компаса, то даже 10с потери времени на каждом из двадцати КП дают сопернику фору 3мин 20с! Необходимо отрабатывать измерение расстояния по карте на глаз, причем определять не количество миллиметров, а сразу расстояние в метрах, учитывая масштаб карты.

Тренировочные упражнения:
— после круга по залу начертить на листе чистой нелинованной бумаги отрезок 8, 12, 16мм и т. д.;
— определить длину отрезка в миллиметрах на глаз;
— начертить линию в миллиметрах, соответствующую расстоянию 150м, в масштабе 1:10000, 1:15000 и т. д.;
— определить по линии в миллиметрах расстояние в метрах в масштабе 1:10 000, 1:15000 и т. д.

Измерение расстояние на местности. Чаще всего измерять расстояние на местности приходится парами шагов. При этом следует помнить, чем короче шаг, тем больше пар шагов в 100м. Длина шага зависит от многих факторов, и прежде всего от эмоционального состояния ориентировщика.

Упражнения для тренировок:
— измерить расстояние по дороге от развилки до развилки шагом, бегом на разных скоростях;
— измерить расстояние при движении по азимуту через лес разной проходимости и т. д.

Техника бега. Техника бега у ориентировщика особенная. Она обусловлена спецификой дистанции в спортивном ориентировании: спуски, подъемы, болота, камни, буреломы, крапива… В подъем ориентировщик бежит, ставя ногу на полную стопу, активно работая руками. Шаг укорачивается, а чтобы поддержать скорость, частота увеличивается. Травмы ног у ориентировщика редки, его спасает особый психологический настрой, нога спортсмена всегда подсознательно готова к подвоху. Необходимо на тренировках учить преодолевать поваленное дерево не «прыжком оленя», а экономя силы, «переваливать» через препятствие, не поднимая высоко центр тяжести.

Техника «взятия» КП. Логика действий на этапе до КП должна быть проста:
— где стоит (ориентир);
— откуда бегу (привязка);
— выбор пути на привязку.

Именно в такой очередности должен рассуждать спортсмен, планируя прохождение очередного отрезка от КП до КП. Новички этот план составляют после отметки на очередном КП. Мастера планируют путь на третий КП еще при движении на второй.

Где стоит. Нужно искать не призмы КП, а место (ориентир), где он стоит.

Откуда бегу. Привязкой должен служить четкий ориентир, желательно по ходу движения. Главное, ориентир-привязка не должен стать дополнительным КП, который нужно искать. Далее выбор пути на привязку.

Техника подхода и ухода с КП. Новичка можно отличить сразу. Он радостно подбежит к КП, сверит номер КП и номер карточки, может переложить карту для удобства в другую руку, отметиться. Затем долго будет искать свое местонахождение на карте, сориентирует ее и, наконец, сообразив, в какой стороне очередной КП, начнет движение. Растерявшись на КП, он не только теряет драгоценное время, но и помогает сопернику найти КП, играя роль маяка. Мастер точно знает, с какой стороны подходить к КП и, главное, куда с него уходить.

Тактические приемы в ориентировании

Тактические приемы можно разделить на группы:
— движение по азимуту;
— движение по ситуации;
— движение по рельефу;
— комбинированное движение.

Движение по азимуту —- это движение по прямой. Путь по прямой от КП до КП самый короткий (теоретически), но рискованный.

Движение по ситуации — это движение по тропам, дорогам, контурам и т. д. Этот путь более длинный, но и более надежный.

Движение по рельефу. Этот тактический прием выделяется отдельно. Рельеф забирает у спортсмена силы и скорость. Например, в чистом парковом лесу скорость бега с подъемом 50м на 1км пути снижается по сравнению с ровным участком на 40%.

Комбинированное движение. Тактика комбинированного движения —- это тактика мастеров. Только мастер умело и хладнокровно может выбирать среди множества вариантов наиболее целесообразный маршрут и реализовывать его.

Скорость бега на различных участках местности можно оценить с помощью коэффициентов. Зная скорость бега на твердой дороге, с помощью таблицы нетрудно определить время, которое будет затрачено на преодоление местности с иной почвой, растительностью, крутизной склонов и т.д. Так, измерив путь по карте через редкий молодой сосняк и получив расстояние 450м, умножаем его на коэффициент беговой проходимости 1,27 и определяем эквивалентную длину пути, равную 571,5м. Поскольку каждый спортсмен знает свою скорость бега по твердой дороге, можно легко подсчитать время, которое потребуется ему на прохождение избранного маршрута.

Тактические варианты прохождения участков дистанции.
В варианте 1 целесообразнее пройти точным азимутом.
Вариант 2 предполагает прохождение грубым (приблизительным) азимутом. Вырубка с севера, поляна и бугор с юга в парковом лесу корректируют направление движения.
В варианте 3 легче и экономнее пройти по траверсу, не набирая высоту, и подняться по промоине.
Варианты 4, 5, 6 предполагают движение по азимуту с преднамеренным упреждением вправо или влево. Выйдя на линейный ориентир (варианты 4, 6), знаешь в какой стороне искать КП. В варианте 5, двигаясь от кормушки с упреждением, нужно измерить расстояние, чтобы повернуть вправо и выйти на тропу, ведущую на поляну с КП. «Брать» поляну по азимуту, в лоб, рискованно: в кустарнике можно заблудиться и потерять время.
Варианты 7, 8, 9 показывают возможности грубого азимутального бега в «ловушку» и далее на КП. Опытный ориентировщик найдет варианты различных ловушек. Применение этого тактического приема повышает скорость прохождения отдельных участков дистанции.
Вариант 10 показывает движение сначала по тропам и от развилки по азимуту на КП. Заходить на КП с правой стороны нерационально —- может уйти время на поиски тропинки, имеющей нечеткую развилку с дорогой.
В варианте 11 на КП можно пройти, читая крупные ориентиры справа по ходу: яма —- бугор -— поляна -— КП.
В варианте 12 лучше рельеф обойти с севера: ложбина -— бугор —- ложбина.
В варианте 13 на КП легче пройти, читая рельеф, с запада. С востока кустарник, примыкающий к бугру, заставит набирать высоту.
В варианте 14 лучше, удлинив путь, пройти по дну оврага.
В варианте 15 вряд ли стоит «читать» полянки и бугорки. Лучше пройти точным азимутом с тщательным измерением расстояния.

Указанные упрощенные тактические варианты движения помогут начинающему ориентировщику понять необходимость поиска собственных тактических вариантов с учетом своей технической, физической подготовки, психологических особенностей. Холерику трудно будет притормозить для определения точного азимута и измерения расстояния. Тогда бери обходной вариант и выплескивай свои эмоции на надежной, хотя бы и песчаной дороге.

Одна из характерных особенностей ориентирования заключается в том, что ориентировщик должен иметь голову шахматиста и физическую подготовку марафонца. Все взаимосвязано: умственная усталость влияет на физическую работоспособность и наоборот. «Бегай не быстрее, чем думает голова». Или: «Ошибки в ориентировании скорее закономерность, чем случайность».

Ошибки ориентировщика:
ошибки новичка;
ошибки роста — ошибки спортсмена средней квалификации;
ошибки спортивной зрелости — те мелкие погрешности, что сопутствуют настоящему мастеру.

Ошибки новичка до умиления нелепые — это прохождение дистанции в обратном направлении, ошибка при определении азимута на 180 градусов и т.д. Они неизбежны, как в детстве молочные зубы, которые исчезают со временем.

К ошибкам второй группы относятся:
Нервозность в начале прохождения дистанции. Играет честолюбие на старте, неуемное желание победить, бурлят молодые силы, новый компас, точная цветная карта, старт и … Как обычно —- проблема первого КП.
Торопливость при выборе пути на очередном КП. Эта ошибка может быть умножена на количество КП. Какая может быть спокойная работа при выборе пути, когда трещат сучья от бегущих соперников, когда, судя по их номерам, уже проигрываешь. Главное, вперед и… как обычно, во вторую половину протокола личных результатов! Как это всем утверждающимся ориентировщи-кам знакомо!
Расплывчатость в выборе привязки. Главное, прийти в район КП, а там разберемся! А времени на разбор уйдет много.
Нечеткое движение по азимуту (а также небрежный контроль расстояния). Особенно это чревато при движении по склону, кустарнику, на участке с множеством мелких очень схожих ориентиров.
Недостаточное внимание вблизи КП. Тщательно обшариваешь бугорок в поисках призмы, не замечая в спешке, что твой бугорок на карте следующий. Порой чуть не наступаешь на призму, а ее не видишь. Не зря многие на тренировках отрабатывают реакцию на красный цвет.
Реакция на соперников. Нередко желание оторваться от соперников заносит тебя за пределы карты. Иногда в поисках КП свернешь с тропы на 100 м раньше потому, что это уверенно сделал бегущий перед тобой спортсмен. Сложнее ориентироваться в лесу, насыщенном бегущими в разные стороны соперниками: на арену борьбы выходит ее величество психология.
Неподготовленность к старту. Невнимательно прочитанная информация о соревнованиях, ошибка в списывании легенд, небрежно завязанные шнурки — все это влияет на конечный результат.
Суетливость на трассе. Спортсмен, не взяв КП с ходу, начинает суетиться, вместо того чтобы, хладнокровно оценив ситуацию, найти правильное решение.
Чрезмерная реакция на сделанные ошибки. Хочется отыграться на последующих КП, а вместо отыгрывания нарастает снежный ком ошибок. Не зря опытные люди следуют мудрому правилу: «Играй, но не отыгрывайся!».

Ошибки опытных мастеров, как правило, мелкие, но и счет в их результатах идет на секунды. Эти ошибки —- следствие умственной усталости на фоне высоких физических нагрузок. Здесь важно держать свою скорость, при превышении которой начинаются неприятности в выборе правильного пути.

Психологическая подготовка ориентировщика
Спортивное ориентирование по своему содержанию (напряженная физическая работа наравне с интенсивной интеллектуальной нагрузкой) представляет собой уникальное поле деятельности для психолога. В ориентировании нашли свое отражение психические процессы личности: ощущение, восприятие, представление и воображение, мышление, эмоции, воля, память, внимание. Здесь ярко выражены индивидуальные психологические особенности личности: направленность личности, темперамент, характер, способности. Ориентирование дает богатый материал для изучения психологии деятельности: ее содержания, мотивов, целей, задач, установления умений и навыков. Требуют изучения возрастные психологические особенности личности при занятиях спортивным ориентированием. В спортивном ориентировании имеют место вопросы собственно психологии спорта: основы обучения и спортивного совершенствования, тренированности, готовности к соревновательной деятельности, формирование оптимального эмоционального состояния и т. д.

А.С.Лосев в книге «Тренировка ориентировщиков-разрядников» в психологической подготовке выделил два раздела:
— морально-волевая подготовка;
— регулирование и формирование оптимальных психических (эмоциональных) состояний.

Решение многих психологических вопросов в спортивном ориентировании можно найти в общей и спортивной психологии.
В данном пособии мы решили описать три психологических аспекта, имеющих практическое значение для спортивного ориентирования: зрительная память, внимание, специальная разминка.

Роль памяти в жизни человека трудно переоценить: без нее была бы невозможна любая деятельность. И.М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. В процессе своей деятельности спортсмен-ориентировщик многократно запоминает участок карты, чтобы контролировать свой путь по местности, и участки местности, чтобы постоянно чувствовать и контролировать свое местонахождение на карте. Процесс запоминания условных знаков карты и воспроизведения реальных форм местности и, наоборот, идет постоянно, от старта до финиша, причем запоминание и воспроизведение проходит на фоне физической нагрузки, нередко при физической и психической усталости.

Развитие «памяти карты» позволяет быстрее проходить дистанцию. Спортсмен-ориентировщик постоянно использует кратковременную (оперативную) и долговременную память. Часто действие обоих типов памяти идет одновременно. Пример: при движении по местности спортсмен, взглянув на карту, запомнил необходимый для движения участок и рассуждает: «Бегу по дороге до второй развилки с тропой, далее по тропе до поляны и т.д.» В действии кратковременная память: участок после прохождения можно забыть. Но в то же время спортсмен, запомнив, что предстоит движение по системе полянок через «непроходимку», и учитывая опыт прошлых выступлений (долговременная память), мысленно дает себе команду: «Впереди участок с полянками в «непроходимке», легко сбиться с правильного варианта движения, лучше снизить скорость».

Спортсмены-ориентировщики имеют хорошо развитую зрительную память, и ее совершенствование прямо связано с повышением мастерства. Результаты исследований показывают увеличение объема зрительной памяти с повышением квалификации спортсменов.

Для развития зрительной памяти многими авторами разработаны упражнения, применяемые в тренировках со спортсменами-ориентировщиками.

1. На столе лежат предметы, покрытые газетой. Газету убирают на несколько секунд. Участник должен записать или запомнить эти предметы. Для усложнения задания увеличивают количество предметов и уменьшают время для запоминания.
2. Простую спортивную карту расчерчивают на квадраты со стороной 5 см. Участник перерисовывает участок карты в квадраты такой же величины на чистой бумаге. Для усложнения ограничивают время запоминания и применяют более сложные карты.
3. Участнику показывают карточку с УСТЗ на ограниченное время. Нужно перерисовать знаки на чистый лист бумаги. Для усложнения увеличивают количество знаков и уменьшают время на запоминание.
4. Спортивную карту разрезают на кусочки. Предлагается из них сложить целую карту, используя такую же контрольную карту.
5. Повторяют то же задание, но не пользуясь контрольной картой, а лишь предварительно ее изучив.
6. Из карты вырезается несколько участков. Каждый участник получает комплект кусочков и целую карту. Задача: как можно быстрее разложить кусочки по своим местам. Для усложнения размер вырезанных участков уменьшается, а количество их увеличивается.
7. Зарисовать на бумаге все, что запомнилось на карте, которая была показана в течение короткого отрезка времени (20, 15, 10с).
8. Перенос КП с контрольных карт на чистую (на скорость и точность).
9. Участнику на время дается карта с нанесенной дистанцией. Предлагается на память назвать место расположения КП (ориентир) и ближайшую привязку. Для усложнения задания увеличивается количество КП, уменьшается время для запоминания, берется более насыщенная карта.
10. На противоположных концах спортзала кладут две карты: чистую и с нанесенными КП. Задача: перенести КП с контрольной на чистую карту. Количество «ходок» не ограничивается. Выигрывает участник, выполнивший задание первым.
11. «Перевертыши». Из карты вырезаются участки с нанесенными КП. Участки наклеиваются с обратной стороны другой карты. Задача: изучив участок с намеченным КП, найти его на карте. Для усложнения задания можно делать его в движении.
12. Два участника бегут по залу, имея карту с нанесенной дистанцией. Первый, запомнив участок от старта до КП 1, передает карту второму участнику и объясняет ему по схеме, где стоит КП, где привязка, с которой его следует брать, каков путь движения до привязки. Затем второй участник запоминает участок с КП 1 до КП 2 и передает карту первому и т. д.
13. На старте висит карта с нанесенными КП в радиусе 300—500м. Участник запоминает местонахождение КП, находит его, отмечается и возвращается на старт. Затем запоминает местонахождение следующего КП и т.д.
14. На старте висит карта с нанесенным КП 1. Изучив карту, участник находит КП 1, на котором карта с КП 2 и т. д.
15. Участник проходит участок по местности, запоминая его, затем рисует на чистом листе бумаги.
16. Участник получает карту с дистанцией на ограниченное время. Запоминает опорные ориентиры от КП до КП, связанные с рельефом. Затем зарисовывает их.
17. То же с запоминанием опорных участков, связанных с ситуацией (тропы, контуры, дороги и т. д.).
18. То же с запоминанием ориентиров, которые он стал бы использовать в боевой обстановке.

Для развития зрительной памяти можно придумать много упражнений, но, применяя их, следует соблюдать постепенность в усложнении упражнений, от упражнений на месте желательно переходить к упражнениям в движении. Надо помнить, что с учащением пульса память сначала улучшается, затем ухудшается. Каждому нужно знать свой «потолок».

Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нем психической деятельности. Внимание в спортивном ориентировании направлено на чтение карты и восприятие местности. Пропустил развилку тропы на местности, не заметил ложбинку на карте —- потерял время при поиске КП. В ориентировании особенно важны такие свойства внимания, как интенсивность, устойчивость и переключение. Они зависят от утомления, которое вызывает охранительное торможение в нервной системе. В спортивном ориентировании на развитие утомления активно влияет интенсивная интеллектуальная и физическая нагрузка.

Устойчивость (концентрацию) внимания у спортсмена можно определить, используя буквенные корректурные таблицы Бурдона или Анфимова. К ориентированию ближе таблица, предложенная В.П.Головкиным. Она представляет собой привычные для ориентировщи-ка бугорки и ямки, по-разному сориентированные. Тестирование проводится в течение 5—6мин. Инструкция к таблице: вычеркивать слева направо бугорки, сориентированные север-юг, и ямки, сориентированные юго-запад и северо-восток. Обработка результатов:
— подсчитать количество правильно зачеркнутых знаков — к1,
— подсчитать количество пропущенных знаков — к2;
— подсчитать количество неправильно зачеркнутых знаков — к3;
— подсчитать общее количество знаков, подлежащих вычеркиванию — к.

Концентрация (устойчивость) внимания К определяется по формуле К= (k1-k2-k3)/k*100 %. В психодиагностике принята система качественной оценки концентрации внимания в зависимости от этого коэффициента:
очень хорошая — 81—100%,
хорошая — 61—80%,
средняя — 41—60%,
плохая - 21—40%,
очень плохая -— 0—20%.

Огромное значение в психологической подготовке ориентировщика имеет переключение внимания. В практике ориентирования оно присутствует постоянно: переключение внимания с чтения карты на местность и наоборот, со скрупулезного чтения карты (точного ориентирования) на скоростной беговой вариант и наоборот. Недаром ориентировщики говорят: «Умей вовремя остановиться!»

Переключение внимания можно начать тренировать на корректурных буквенных таблицах Бурдона и Анфимова, предлагая на время вычеркивать на каждой строчке определенную букву или сочетания букв.

Таблицу для тренировки переключения внимания можно сделать самому: расчертить лист бумаги или спортивную карту на клетки размером 1х1см (рис. 108). Если клеток 16, как на рисунке, то в восьми из них написать цифры с 31 по 38-ю красным цветом (на рисунке утолщенные цифры), а в восьми других — черным цветом. Цифры пишутся вразброс. Затем с такой таблицей можно выполнить следующие задания:
— проследить местонахождение цифр по возрастанию: красная цифра — черная цифра;
— проследить местонахождение цифр по убыванию (красная-черная);
— проследить красные цифры по возрастанию, черные цифры по убыванию и т. д.

Постепенно, усложняя задание, можно обратиться к таблице В.П.Головкина —- сначала вычеркивать бугорки и ямки, сориентированные на север, затем давать другое сочетание знаков и т.д.

Усложняя задание по переключению внимания, следует переходить на местность, на реальную карту:
— спланировать дистанцию в заданном направлении так, чтобы спортсмен переходил от точного ориентирования с чтением мелкосопочника к скоростному азимутальному по участкам «белой карты» и наоборот;
— на карте поставить 30-40 КП, пронумеровать их с 31-й и выше, как в соревнованиях по выбору, и объединить в дистанцию. Предложить спортсмену «собрать» КП: «четный» — «нечетный» и т.д.

Многие авторы методической литературы по спортивному ориентированию поднимают проблему первого контрольного пункта: даются советы по врабатыванию в карту, снижению скорости в начале дистанции и т. д. При современной плотности результатов и временное снижение скорости становится сложным. В многочисленных наблюдениях на соревнованиях разного ранга было подмечено, что даже ведущие мастера сводят разминку перед стартом к разогреванию организма для предстоящей физической работы. А ведь ориентирование — это не только бег по дистанции, но и большая интеллектуальная работа, к которой тоже нужно подготовиться определенным образом.

Обычно разминка состоит из двух частей: общей и специальной (Н. Озолин, Н. Зимкин, С. Вайцеховский и др.). Назначение общей части разминки состоит в том, чтобы подготовить опорно-двигательный аппарат к предстоящей физической работе, провести синхронизацию работы регуляторных механизмов двигательного аппарата и его вегетативного обеспечения (усиление деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем и т. д.). Все это Н. Озолин обобщенно назвал разогреванием организма.

Вторая часть разминки (специальная) настраивает организм на предстоящую деятельность. Если первая часть разминки может быть сходной для многих видов спорта, то вторая часть обусловлена характерными особенностями конкретного вида спорта. Чтобы говорить о специальной части разминки у ориентировщика, нужно четко уяснить специфические особенности работы спортсмена на соревнованиях. Для этого все действия спортсмена необходимо разделить на ряд этапов.

1. На массовых соревнованиях часто применяется переколка КП с контрольной карты на карту участника. При переколке возможна ошибка, которую не исправишь на дистанции. На эту работу должен быть определенный настрой.

2. После старта, прежде чем устремиться в лес, спортсмен должен в кратчайшее время проанализировать предстоящий участок трассы с пункта К на КП 1: в считанные секунды понять характер участка (крупный рельеф, мелкосопочник, пойменный участок, сеть дорог и т. д.) и, учитывая свою техническую, тактическую, физическую подготовку, запрограммировать порядок действий, разбив этап на отрезки и наметив способы (тактические приемы) их прохождения («бег в мешок», бег до привязки по ситуации, азимут на КП и т. д.).

3. При всех тактических вариантах на дистанции нужно будет неоднократно снимать с карты азимут. И хотя этот прием у многих ориентировщиков доведен до автоматизма, в спешке возможны грубые ошибки: северные риски ампулы поставлены на юг, при наложении планшета компаса на карту мушка компаса оказалась в направлении не «куда бегу», а «откуда бегу»… В разминку необходимо ввести и этот элемент ориентирования.

4. При прохождении любой дистанции бывает необходимо измерять расстояние шагами, причем на разных скоростях и на местности различной проходимости. Измерение расстояния — одно из важных тактических умений спортсмена-ориентировщика, которым редко кто пренебрегает.

5. Ориентировщику часто приходится пробегать по азимуту большие отрезки. Частый контроль направления по компасу отнимает время. Существует много приемов выдерживания направления (они описаны ранее). В разминке целесообразно восстановить этот навык.

6. Спортсмен-ориентировщик часто преодолевает естественные препятствия: завалы, кустарник, высокотравье и т. д., что требует определенного навыка.

7. Следует отработать составление плана взятия очередного КП: где стоит — привязка — выход на привязку и следование этому плану.

На общую часть разминки уходит 25—30 мин. Специальную часть разминки от общей отделяет 3 — 5 мин отдыха. В это время можно сменить обувь на «боевые» шиповки.

Специальная часть разминки проводится с «разминочными книжками», которые состоят из двух одинаковых карт, склеенных в книжечку лентой лейкопластыря. Одна карта чистая, на другую нанесены произвольно 10—12 контрольных пунктов. Нанесенные контрольные пункты не соединяются в дистанцию, что позволяет «разминочные книжки» использовать неоднократно.

Накануне старта спортсмен из предварительной информации уясняет для себя характер местности предстоящих соревнований. Из многих «разминочных книжек» он, посоветовавшись с тренером, выбирает одну близкую к этому характеру местности. Любой спортсмен неоднократно выступал на соревнованиях с различным характером местности и для каждой из них у него есть свои любимые тактические приемы прохождения дистанции. Поэтому по определенной «разминочной книжке» спортсмен перед стартом настраивается на нужный характер работы:

— наличие «непроходимки» и четких площадных ориентиров требует разных умений: или быстро находить обходные пути выхода на КП, или быстро прорываться через плохо проходимые участки на площадный или линейный ориентир, или точно измерять расстояние и выдерживать направление в сплошном кустарнике
при выходе на КП;

— на местности с крупным рельефом надо уметь читать рельеф, так как часто приходится выходить на привязку или на сам КП, пусть и проигрывая в расстоянии, но не имея неоправданного набора высоты и, естественно, сохраняя силы на дистанции;
— мелкосопочник со множеством мелких полян целесообразней проходить, не читая подробности рельефа, а по азимуту — с точным измерением расстояний;

— при наличии хорошо развитой сети дорог необходимо настраиваться на чтение карты: на бегу, на выбор сопутствующих дорог и тропинок, на более высокий темп прохождения дистанции, используя прием от «большого пальца».

Тактических приемов много, и большинство из них имеет преимущество в определенной местности. Эти приемы и нужно проиграть в своем сознании перед стартом.

Специальная часть разминки (примерный вариант).
1. Настраиваемся на «переколку» дистанции с контрольной карты. Для этого в процессе ходьбы или бега трусцой запоминаем место КП 1 на карте «разминочной книжки». Затем поворачиваем ее «чистой» стороной и находим место расположения КП 1, КП 2, КП 3 и т.д. На это затрачиваем 3—5 мин.
2. Настраиваемся на прохождение участка до очередного КП по схеме: где стоит - привязка — выбор пути на привязку. Все делается в движении, бег трусцой. В результате организм не «остывает» после первой части разминки, а мы привыкаем читать карту в движении, при легких колебаниях, сотрясениях. Мысленно даем себе команду: иду с КП 1 на КП 3, далее по схеме (иду с КП 3 на КП 5 и т.д.). На эту часть разминки уходит 2—3мин.
3. Далее настраиваемся на снятие азимута с карты, выдерживание направления и измерение расстояния на карте и на местности. На обратной стороне «разминочной книжки» чертится небольшая замкнутая дистанция из трех КП. За направление магнитного меридиана берутся линии, удобные для данной местности (рис. 109). Это зависит от расположения участка местности, отведенного для разминки, относительно старта и полигона соревнований. Взяв азимут с КП 1 на КП 2, измерив расстояние между КП в масштабе карты соревнований, спортсмен бежит в лесу, измеряя расстояние, до условной точки поворота, там берет азимут и расстояние с КП 2 на КП 3, затем, достигнув второй точки поворота, с КП 3 на КП 1. Если снятие азимута с карты, выдерживание направления при движении по азимуту, измерение расстояния между КП выполнялись правильно, то спортсмен вернется на место своего старта. На это уходит 5—6мин.

В процессе прохождения такой микродистанции спортсмен восстанавливает навыки бега по лесу, кустарнику, умение преодолевать препятствия и т. д.

В оставшиеся 5—6мин до старта рекомендуется выполнить упражнения на растягивание мышц и связок (особенно коленного и голеностопного суставов).
Категория: Мои статьи | Добавил: Nemo (22.10.2012)
Просмотров: 3907 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0